Два раза в неделю воспитатель проводит занятия по развитию речи у детей. Вот одно из таких занятий:
ТЕМА: Игрушки
Задачи: упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке; уточнение и обогащение словаря; воспитание внимания к обращенной речи; побуждение детей к ответу «у меня».
Оборудование: игрушки (Петрушка, кукла, юла, пирамидка, матрешка, машина, неваляшка, мяч), картинки по теме, мешочек (непрозрачный пакет).
Ход занятия
1.Организационный момент
Воспитатель показывает детям Петрушку (куклу бибабо). Петрушка «здоровается» за руку с каждым ребенком. Дети внимательно рассматривают игрушку.
2.Узнавание и называние игрушек и действий, производимых с ними
Воспитатель ставит на стол мешочек, в котором находятся игрушки, и говорит:
-Петрушка принес целый мешок игрушек. Сейчас он покажет их нам и даст поиграть. Петрушка «достает» одну из игрушек (например юлу) и «показывает» ее детям:
-Это юла. Юлу можно заводить. Она кружится, поет, падает на бочок. Аналогично рассматриваются другие игрушки.
3.Дидактическая игра «Найди подходящую картинку»
Детям раздаются картинки с изображением игрушек. Воспитатель показывает игрушку:
-Что это? (- Мяч.)
-У кого мяч? (— У меня.)
Игра продолжается с другими игрушками.
4.Игровые действия с игрушками по словесной инструкции
Воспитатель предлагает каждому ребенку по очереди выполнить задание типа: «покачай куклу», «положи спать неваляшку», «брось мне мяч» и т.п.
5.Итог занятия1
Дети припоминают, что принес Петрушка. Воспитатель знакомит детей с обобщающим понятием:
-Это всё — игрушки.
Что мы будем делать с игрушками? (- Будем играть.)
Каждое занятие заканчивается подведением итога в виде краткой беседы по пройденной теме. Это дает возможность воспитателю оценить уровень усвоения детьми речевого материала.